Понятно, что без запоминания новых слов продвигаться в иностранном языке невозможно. Но как сделать это запоминание максимально эффективным?
Какие способы запоминания лексики будут полезны, а какие – не очень?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к науке, а именно – к мета-анализу, проведённому в 2020г. известным исследователем в сфере изучения иноязычной лексики Стюартом Веббом (Stuart Webb).
Группа ученых под руководством Стюарта Вебба выбрала 22 серьёзных научных исследования на тему запоминания иноязычной лексики и проанализировала, насколько эффективны разные способы заучивания:
В исследовании были рассмотрены наиболее известные способы запоминания лексики:
- сразу после занятия,
- через некоторое время после занятия.
В исследовании были рассмотрены наиболее известные способы запоминания лексики:
- с помощью лексических карточек (так называемые flashcards)
- с помощью составления списков слов
- с помощью выполнения упражнений на заполнения пропусков (типа fill in the gaps)
- с помощью записывания новых слов в тетрадь.
Вот что было выяснено:
Среднее количество слов, которые выучивали испытуемые, составляло около 60% сразу после обучения. Однако доля выученных слов предсказуемо снижалась уже через неделю после обучения: до 39% и 25% в двух разных тестах.
Сразу после изучения новой лексики обучающиеся запоминали:
В тестах, проведённых через неделю после изучения новой лексики обучающиеся помнили:
- 77% слов из лексических карточек
- 73% слов из списков
- 55% слов из того, что было записано в тетрадь
- 43% слов из упражнений на заполнение пропусков.
В тестах, проведённых через неделю после изучения новой лексики обучающиеся помнили:
- 73% слов из лексических карточек
- 48% слов из списков
- 32% слов из того, что было записано в тетрадь
- 24% слов из упражнений на заполнение пропусков.
Что это значит и какой из этого следует вывод?
✅ Количество запомненных сразу после занятия слов, как правило, относительно велико (тут лидируют лексические карточки и списки слов).
Однако в долгосрочной перспективе эффект снижается, причём для некоторых способов запоминания – весьма существенно (с 55% до 32% для слов, записанных в тетрадь; с 43% до 24% для упражнений на заполнение пропусков).
✅ Заучивание слов из лексических списков показывает высокую эффективность в краткосрочной перспективе, но, увы, более половины из них будут забыты уже через неделю…
✅ Наибольшую эффективность продемонстрировал метод заучивания слов при помощи лексических карточек: с 77% до 73%.
Это позволяет говорить о нём как о самом актуальном методе запоминания новой лексики, которое к тому же очень удобно использовать при поддержке технических новинок (например, специальных приложений).
Однако в долгосрочной перспективе эффект снижается, причём для некоторых способов запоминания – весьма существенно (с 55% до 32% для слов, записанных в тетрадь; с 43% до 24% для упражнений на заполнение пропусков).
✅ Заучивание слов из лексических списков показывает высокую эффективность в краткосрочной перспективе, но, увы, более половины из них будут забыты уже через неделю…
✅ Наибольшую эффективность продемонстрировал метод заучивания слов при помощи лексических карточек: с 77% до 73%.
Это позволяет говорить о нём как о самом актуальном методе запоминания новой лексики, которое к тому же очень удобно использовать при поддержке технических новинок (например, специальных приложений).
Не будем, однако, забывать и о том, что запоминается то, что находится в регулярном обороте: если через неделю вернуться к начавшей забываться лексике, эффективность её запоминания повысится.
Источник: Webb, S., Yanagisawa, A., & Uchihara, T. (2020).
How effective are intentional vocabulary learning activities? A meta-analysis. Modern Language Journal.
How effective are intentional vocabulary learning activities? A meta-analysis. Modern Language Journal.